atez72 wrote in ru_artillery

Categories:

Flakpanzer 38(t)

Судьбу сражений Второй мировой войны нередко решали танковые клинья, взламывавшие оборону, как консервный нож жестянку. Борьба с танками становилась приоритетной задачей, и для неё выделялись все доступные средства, в том числе авиация. В свою очередь, это требовало создания эффективных зенитных средств, способных сопровождать танковые соединения. Оптимальным решением представлялась установка зениток на танковые шасси — это сразу же снимало проблему обеспечения подвижности, равной танкам. Одними из первых созданием высокомобильных зенитных самоходных установок (ЗСУ) озаботились немцы. Разработка таких машин началась в 1940 году, а в 1943 на свет появилась ЗСУ, получившая обозначение 2 cm Flak 38 auf (Sf) Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M (Sd.Kfz. 140), а неофициально именовавшаяся Flakpanzer 38(t).

Пару лет вермахт обходился самоходными зенитками на полугусеничных шасси. Новую попытку создать ЗСУ на танковой базе немцы предприняли лишь два года спустя, причём решение принималось при непосредственном участии Гитлера. В мае 1943 года на совещании по вопросам проектирования сверхтяжёлого танка «Маус» он предложил включить в состав вооружения супертанка 37-мм спаренную зенитку флотского образца. Военные встретили эту идею прохладно, но проигнорировать её не могли — как-никак, предложил сам фюрер.

Дальнейшее обсуждение привело к мысли, что зенитку необязательно водружать на «Маус», целесообразнее создать отдельную ЗСУ, способную прикрывать не только «Маусы», но и другие типы танков. Подходящего по грузоподъёмности шасси, способного выдержать 37-мм спарку, в наличии не оказалось. В начале сентября 1943 года Гитлер, скрепя сердце, был вынужден согласиться на «временную» ЗСУ, вооружённую 20-мм одноствольным автоматом — таким же, как и на первом «Флакпанцере».

В качестве базы для новой зенитки выбрали Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. L — шасси известного лёгкого танка чехословацкой разработки, адаптированное для самоходной артиллерии путём перемещения моторного отделения в среднюю часть машины, а боевого — в корму. На таком шасси, в частности, выпускались истребители танков «Мардер» III и 150-мм самоходные орудия «Грилле». 15 октября 1943 года по личному указанию Гитлера заводу ВММ в Праге поручили изготовить 150 зенитных самоходных установок, получивших обозначение 2 cm Flak 38 auf (Sf) Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M (Sd.Kfz. 140), а неофициально именовавшихся Flakpanzer 38(t). В ряде публикаций встречается название «Гепард», но оно появилось уже после Второй мировой войны с лёгкой руки кого-то из авторов.

Конструкция самоходки была весьма простой, хотя и не столь примитивной, как у Flakpanzer I. 20-мм одноствольная зенитка устанавливалась на Flakpanzer 38(t) в открытой сверху рубке восьмигранной в плане формы (верхние части стенок рубки могли откидываться вниз) из 10-мм бронелистов. Такое решение обеспечивало гораздо лучшую защиту расчёта, чем у первого «Флакпанцера». Сам же расчёт состоял из четырёх человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Установленная на ЗСУ пушка Flak 38 имела круговой горизонтальный обстрел, а диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5 до +90°, длина ствола — 65 калибров, а эффективная дальность огня — 2200 м. Боепитание осуществлялось из 20-зарядных магазинов. Теоретическая скорострельность пушки составляла 450 выстрелов в минуту, но на практике не превышала 100–120 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект ЗСУ составлял 1040 патронов (52 магазина: 36 с осколочными снарядами 2 cm Br.Spgr и 16 с бронебойными 2 cm Pzgr).

See more: https://warspot.ru/13710-zenitka-dlya-pantservaffe

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded